В последнее время российских автолюбителей привлекает зеленый цвет номера автомобиля. Он все чаще встречается на дорогах Москвы и других городов страны, выглядит эффектнее традиционных, белых, табличек. Учитывая популярность автомобильной нумерологии в России и готовность многих доплачивать за собственную уникальность, это вызывает дополнительный интерес и требует пояснений.
Как это часто бывает у нас в стране, чиновники первыми проявили инициативу, предложив использовать номера зеленого цвета на машинах. В 2012 году это сделал Александр Васильев, представитель партии «Единая Россия». По его мнению, использовать такие таблички было целесообразно на автомобилях депутатов. Это должно было способствовать более дисциплинированному использованию служебного транспорта для личных целей госслужащими. Тем не менее, эта инициатива Васильева тогда не нашла поддержки. МВД выразило несогласие с предложением, указывая, что такие номера могут дать преимущество чиновникам, поскольку их автомобили будут легко узнаваемы на дороге, и инспекторы ГИБДД могли бы избегать их остановки.
В 2019 году тема с зелеными номерами возникла снова, но уже в другом контексте. На этот раз в правительстве РФ рассматривалась идея установления подобных табличек на электромобили. Инициативу особой метки для транспорта “чистой энергетики” подняли сотрудники рабочей группы «Автонет». По их мнению, это бы способствовало бы росту популярности электромобилей и строительству зарядных станций в России. Однако, несмотря на обсуждение, инициатива не была реализована, и электромобили в России до сих пор используют стандартные, белые номера.
Сегодня в России зеленый гос номер авто, согласно распространенным мнениям, выдается автомобилям различных государственных структур. Целью такого решения является повышение узнаваемости соответствующих машин в городском трафике. Важно отметить, что машина, оснащенная такой табличкой на бампере, не имеет каких-либо привилегий на дорогах. Другие участники дорожного движения не обязаны уступать дорогу транспортному средству с зеленым окрасом номерного знака, если на них не установлены синие проблесковые маячки.
Сейчас установка таких номеров на автомобили в России происходит в тестовом режиме, поэтому на дорогах и парковках их весьма мало. Перспективы распространения этой практики пока остаются неопределенными, поскольку для официального внедрения изменений требуется ревизия и корректировка существующего стандарта ГОСТ Р 50577-2018. Это включает в себя процедуру утверждения новых правил на федеральном уровне, что может занять значительное время и требовать согласования между различными государственными органами.
В международном контексте зеленый цвет номерных знаков также находит применение, особенно в связи с ростом популярности электромобилей. В Европе, где наблюдается увеличение продаж электротранспорта, и в США, где активно развивается сеть зарядных станций, такой подход поддерживает экологические инициативы в муниципальных структурах. Аналогичная практика существует и в других странах, например в Беларуси, где зеленые номера также выдаются владельцам электрокаров. Во многих случаях владельцы таких автомобилей имеют право на определенные привилегии от государства, что стимулирует переход на более экологичные виды транспорта. Также есть страны, в которых такой цвет таблички не связан с электроприводом авто. Например, в Узбекистане зеленый знак устанавливается на машины дипломатов и членов их семей. А в Казахстане такие номера введены официально еще в 2015 году для обозначения автомобилей, принадлежащих пограничной службе РК.